10.12.2010 - новости компании ЖелДорЭкспедиция.

Законопроект «О железнодорожном транспорте»...


Законопроект «О железнодорожном транспорте», который участники рынка железнодорожных перевозок не могли согласовать в течение нескольких лет, до конца этого года будет внесён в Государственную думу. Об этом «Гудку» сообщили в Минтрансе.

Тем не менее, как заявил журналистам президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин, пока не удаётся разрешить несколько спорных моментов, которые есть в проекте Минтранса.

В частности, законопроектом предусматривается выделение из понятия «инфраструктура» самостоятельного института – «объекты инфраструктуры», что, по мнению компании, подрывает основополагающий принцип единства. Вместо разделения на объекты ОАО «РЖД» предлагает развивать систему услуг, предоставляемых владельцами инфраструктуры компаниям-операторам на принципе публичности и равного недискриминационного доступа перевозчика к услугам инфраструктуры.

Не очень удачно, по мнению компании, в проекте закона дано и определение оператора. Там исключены положения об обязательности для оператора заключать с перевозчиком договор, регулирующий технологию взаимодействия. Не учтено и предложение РЖД об установлении обязанности операторов предоставлять вагоны и контейнеры под грузовые перевозки, зато включён пункт о том, что оператор вправе оказывать услуги локомотивной тяги.

Эта услуга локомотивной тяги будет применяться пока при маневровых работах на железнодорожных станциях. Однако ОАО «РЖД» полагает, что это приведёт к непредсказуемым последствиям как для безопасности движения, так и для безопасности перевозок, поскольку на инфраструктуру неконтролируемо будут допускаться лица с неурегулированным статусом, правами и обязанностями.

Кроме того, в законопроекте вводится понятие транспортировки – «перемещение имущества в своих собственных интересах по железнодорожным путям». В таком случае лицо, желающее переместить имущество в своих интересах, не заказывает услуги перевозчика и не заключает с ним договор перевозки, а самостоятельно выполняет транспортировку.

Впервые в законопроекте даётся правовое регулирование транспортировки. Исходя из него фактически любая компания сможет создавать в регионах своего присутствия филиалы и сама будет возить туда грузы под видом транспортировки. В результате, считают в ОАО «РЖД», получается «серая» схема для создания множества перевозчиков, хотя целевая модель предусматривает создание лишь локальных перевозчиков.
«Несмотря на наличие противоречий, я считаю, что проблема принятия закона «О железнодорожном транспорте» может быть решена, если принять его в той части, которая уже согласована, а все спорные моменты оставить для дальнейшей проработки, – говорит Владимир Якунин. – Тем более что основа для такого решения имеется, поскольку уже есть согласованный вариант Целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок до 2015 года».

Как полагает заместитель директора департамента государственного регулирования тарифов, инфраструктурных реформ и энергоэффективности Минэкономразвития Гамид Булатов, законопроект всё же следует передать в Госдуму в том виде, в котором он сейчас есть, поскольку законодательство должно двигаться впереди процесса, а не стопориться на несколько лет из-за того, что обнаружились какие-то проблемы.
«Противоречий осталось не так много, и они касаются всё тех же вопросов об услуге локомотивной тяги и доступе к инфраструктуре, которые мы обсуждаем уже долгое время, – заявил «Гудку» Гамид Булатов. – Но здесь нужно двигаться вперёд. Текст ещё будет обсуждаться на площадке Госдумы, наверняка своя позиция есть и у депутатов. В результате мы придём к оптимальному решению».

Заместитель руководителя Минтранса Сергей Аристов не стал комментировать законопроект, который, по его словам, «ещё не обрёл окончательную форму и может измениться». Тем не менее ещё один источник в Минтрансе полагает, что в целом законопроект соответствует целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок и отвечает тем задачам, которые стоят сейчас перед железнодорожным транспортом.
«Законопроект был одобрен на согласительном совещании у вице-премьера Сергея Иванова в ноябре, и принято решение вносить его в таком виде в Госдуму, поскольку нам необходимо новое железнодорожное законодательство и депутаты уже давно ждут этот документ», – говорят в Минтрансе. В министерстве готовы к дискуссиям с депутатами и надеются убедить их принять этот вариант.

Источник: gudok ru